Форум Рыбалка в Карелии



Текущее время: Пт мар 29, 2024 0:23


Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 57 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Критика
СообщениеДобавлено: Сб ноя 17, 2012 19:48 
Не в сети
специалист

Зарегистрирован: Пн авг 23, 2010 14:16
Сообщения: 510
Откуда: Ярославль
Имя: Алексей
павич А где книгу вашу купить можно ? Прочитаю и покритикую с удовольствием :nez-nayu:

_________________
Ярославский клуб рыболовов
In God We Trust, All Others Pay Cash


Вернуться к началу
 Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Критика
СообщениеДобавлено: Вт ноя 20, 2012 9:56 
Не в сети
специалист
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт янв 11, 2011 9:37
Сообщения: 646
Откуда: север южной карелии
Имя: Владимир
павич

Только что прочитал рассказ "В сетях твоих" в инете. :co_ol:
Подпишусь под каждым словом. Как будто снова побывал в тех краях.
Пусть завидуют те, кто не бывал на СЕВЕРЕ. :za_da_va_la:


Пы сы: "Казакова не читал?"

Не Лерий Александрович случаем?

_________________
Подобен ситре нефритовый стержень в руках самурая.

Смерть "козявочникам" !


Вернуться к началу
 Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Критика
СообщениеДобавлено: Вт ноя 20, 2012 19:10 
Не в сети
Тролль форума

Зарегистрирован: Чт июн 17, 2010 18:21
Сообщения: 2075
Откуда: МО г. Долгопрудный
Имя: Сергей
vold писал(а):
Пусть завидуют те, кто не бывал на СЕВЕРЕ

На Севере бывал, но заинтересовался... в смысле - почитать уважаемого автора

_________________
"Возможность того, что мы можем потерпеть поражение в бою, не должна мешать нам сражаться за дело, которое мы считаем справедливым"


Вернуться к началу
 Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Критика
СообщениеДобавлено: Вт ноя 20, 2012 19:39 
Не в сети
Летописец
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб апр 05, 2008 12:53
Сообщения: 5826
Откуда: Петрозаводск
Представляю, как скрипел ее маленький моцк :-)
Яна Жемойтелите- девачко-пустышка с "яркой" фамилией. Скорее всего ее уже никто никогда и ничем не наполнит.

_________________
Брошу всё на фиг и уеду на рыбалку... - подумал Атлант


Вернуться к началу
 Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Критика
СообщениеДобавлено: Пт ноя 30, 2012 10:30 
Не в сети
гуру

Зарегистрирован: Вс апр 19, 2009 10:37
Сообщения: 3177
Откуда: Петрозаводск
vold писал(а):
Не Лерий Александрович случаем?

Нет. Юрий Казаков - один из лучших писателей, писавших о Севере. Книга "Осень в дубовых лесах" - замечательная :!: :!: :!:


Вернуться к началу
 Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Критика
СообщениеДобавлено: Пт ноя 30, 2012 10:32 
Не в сети
гуру

Зарегистрирован: Вс апр 19, 2009 10:37
Сообщения: 3177
Откуда: Петрозаводск
Критики не дремлют :-)

Т.В.Иванова

Россия
г.Петрозаводск
Поэтика пути житийного
и современного героев в рассказе
Дмитрия Новикова «Другая река».

Дмитрий Новиков – русский прозаик, автор книг рассказов «Танго Карельского перешейка» ( Спб.,2002); «Муха в янтаре» ( Спб.,2003); «Вожделение» (М., 2005). Современный художник убеждён в силе Слова, значимости художественной литературы для человека XXI столетия. Применительно к себе, писателю, который не сразу обрёл своё призвание, он утверждает: «без литературы жить невозможно».1
Книги Д.Новикова вписываются в то направление русской литературы рубежа XX-XXI веков, которое использует библейские ветхо - и новозаветные образы, элементы фольклора, агеографические источники и на их основе предлагает новое понимание человека и его взаимоотношений с действительностью. Фольклорно – этнографические, житийные образы и мотивы в прозе Д.Новикова формируют модель художественного видения-отражения действительности, в которой тип культуры, традиционно определяемой как народная.
Рассказ «Другая река» - первый в книге «Вожделение», имеющей авторский подзаголовок: «Повесть в рассказах», который подчёркивает художественное единство текста. Целостность книги усиливает кольцевая структура композиции, циклообразующим мотивом которой является мотив жизни и смерти ( первый рассказ в книге завершается эпизодом, где главный герой , будучи на волосок от гибели, обретает жизнь, концовка последнего рассказа «Муха в янтаре» - это открывшаяся другому герою истина : «…Смерти нет». 2 Авторская позиция писателя близка к христианскому пониманию жизни и смерти, где смерть – переход, естественное продолжение жизни в мире ином.
Ключевым текстом в книге, на наш взгляд, является именно рассказ «Другая река», ибо он содержит точную установку художника, для которого главное в повествовании не обстоятельства жизни, при всей остроте фабульного начала, а имеющий первостепенное значение внутренний мир героя и - самое важное: путь обретения тех нравственных постулатов, которые способны удержать человека на краю бездны
«Другая река» - рассказ двуфабульный : первый план – это сказ - «житие» священника посёлка Кола Варлаама , жившего, , вероятно , ещё в XVI столетии, при Иоанне Грозном, и давно почитавшегося святым на Русском Севере , но причисленного к лику святых лишь в XXI столетии.
Второй сюжетный план – исповедь современного героя, отправившегося в путь на Север «лечить» душу, практически в те же самые места, где подвизался Варлаам. Не случайно мотив пути - основной в этом рассказе.
Повторяющиеся мотивы сопрягают внутренний мир нашего современника и священника из Колы, хотя у современного героя только «отчаянная надежда на счастье» и вместе с тем предчувствие трагедии, а священник Варлаам «за счастьем своим <…> не заметил вовремя неладного» в своей семье и совершил убийство (с.8).
В аспекте заданной темы важно остановиться на источниковедческой проблеме рассказа, прежде всего на исповеди Варлаама, основанной на житии Варлаама Керетского. Сопоставив рассказ Д.Новикова с текстом « Повести о житии Варлаама Керетского» ( публикации Л.А.Дмитриева), либо с изложением его в исследовании В.О.Ключевского, игумена Митрофана (Баданина) , с поэтическим переложением Б.Шергина, мы пришли к выводу, что однозначно ответить на вопрос, какими источниками пользовался писатель, создавая «житие» своего героя , невозможно.
Краткое изложение житийной повести о священнике Варлааме можно обнаружить в известной работе В.О.Ключевского: « жил в Коле при царе Иване и наказал себя за убийство жены тем, что с трупом жены ездил на лодке, не выпуская весла из рук, по окияну мимо Святого Носа , «дондеже мёртвое тело тлению предастся, и потом подвизался иноком в пустыне около Керети».3 Сравнительный анализ позволяет утверждать, что сказ - исповедь Варлаама включает образы и мотивы из текста жития о преподобном Варлааме Керетском опубликованного и прокомментированного Л.А.Дмитриевым 4 , из устных рассказов о нём 5 , возможно, автор привлекал и литературный источник - «Старину о Варлааме Керетском» Б.Шергина 6 . «Образцом севернорусского жития легендарного характера» называл житие Варлаама Керетского Л.А.Дмитриев . Он указал на тесную связь памятника древнерусской книжности ( текст жития записан, очевидно, в XVII веке) с устным народным творчеством ( учёный ещё в 1959 году слышал устные рассказы о Варлааме) , именно этим объясняя «необычный для агеографии характер Жития» , далеко отступающего от канонов житийных жанров. 7 ( Позднее Т.А .Бернштам писала об образе Варлаама , как о «сложившемся в результате многих наслоений» », «не имеющем аналогий ни в общерусской, ни в севернорусской агиографии») . 8 Л.А Дмитриев называет 7 списков жития , выделяет две его редакции и на этом основании утверждает , что следует говорить и о двух авторах - «авторе первоначального вида жития и авторе жития с чудесами». 9
Уже после выхода в 2005 году книги Д.Новикова «Вожделение» появилась
Монография , принадлежащая игумену Митрофану ( Баданину) (автору статьи о преподобном Варлааме в «Православной энциклопедии» ).10 В его работах расставлены иные акценты к некоторым поступкам Варлаама ( в частности , по мнению игумена Митрофана , совершив тяжкий грех , убийство, Варлаам прежде всего должен был идти на покаяние к своему духовному отцу , а не плыть с телом мёртвой жены).
Сравнительный анализ текста рассказа Новикова и новых материалов о Варлааме Керетском, введённых в научный оборот , прежде всего, иеромонахом Митрофаном , свидетельствует о том , что Д.Новиков ими не пользовался ( так, даже место служения священника писатель называет в соответствии с о прежними публикациями текста жития - поселение Кола , а не село Кереть, как утверждается в последних исследованиях). Не были известны писателю в пору работы над книгой и опубликованные игуменм Митрофаном сведения о рукописном « Сборнике канонов северным святым « Соловецкого книжника Сергия (Шелонина()середины XVII века , в том числе о каноне прп. Варлааму Керетскому.11
Обращение современного писателя к житию не может не учитывать определённую традицию. В русской литературе, прежде всего XIX века, житийные образы и мотивы мощно и своеобразно использовали Н.С.Лесков, Л.Н.Толстой; можно назвать уникальную поэму А.К.Толстого «Иоанн Дамаскин», представляющую собой поэтическое переложение жития известного богослова и гимнографа Иоанна Дамаскина.
Д.Новиков использует «житийные » материалы как художник, имеющий право на вымысел . Обратим внимание, что писатель называет житийного героя только по имени - Варлаам, употребляя полное имя Варлаам Керетский только один раз в связи со строящейся часовней памяти преподобного..
В житийном дискурсе житие Врлаама Керетского, действительно , занимает особое место. Оно, как писал Л.А.Дмитриев, примечательно уже тем, что « героем его становится не подвижник во славу веры, церкви, но человек, совершивший тяжкое преступление». 12 Подвиг его – не отшельничество, не деяния укрепляющие могущество церкви, а тяжкий повседневный труд в море, и прощение, дарованное Варлааму , также тесно связано с заботами мореходов.
Варлаам Керетский был официально канонизирован только в 2003 году, но в Северном Поморье хотя православный люд в течение трёх столетий обращался к нему в бедах и напастях. Многие обетные кресты на берегах Белого моря были сооружены в память о чудесной помощи, оказанной попавшим в беду поморам преподобным Варлаамом , « великим заступником на море».13
Создавая двуфабульное произведение, писатель отступает от принципов изображения «классического» жития и выбирает форму повествования от «я», которую, как и в «Житии протопопа Аввакума» , отличает исповедальная открытость. Исповедь каждого героя состоит из отдельных фрагментов-эпизодов: повествование ведётся то от имени Кольского священника, то от имени молодого современного героя. Но в этом двуфабульном перекрёстном повествовании всё-таки на первом плане - исповедь северного подвижника : « Был я, братие, Варлаам , Кольский священник». (С.5). Исповедь молодого героя, нашего современника, состоящая тоже из отдельных эпизодов , «идёт» как бы вослед слову Варлаама. Если Варлаам совершил преступление , то молодой герой готов и одновременно боится его совершить. Их судьбы при всей несхожести – священник убил жену из ревности , молодой человек мучается чувством отмщения и желания «рвать зубами, когтями драть, мстить» ( с.17) – близки в главном. Органично взаимосвязанные по принципу перекрёстной композиционной структуры фрагменты текста, не только усиливают острофабульный характер повествования, но и позволяют выявить важнейшую для писателя тему веры и самое главное – путь её обретения . Дмитрий Новиков выстраивает модель пути формирования гармонического человека , его скрытую тоску по совершенству и «отчаянную надежду на счастье» , возможность победы в человеческой душе истинных нравственных принципов в такое время , когда « не порядочность, а сила в сознании многих стала главною».
Горизонтальный срез каждой исповеди имеет четкие топографические обозначения, определяющие топос « Поморье» , где Белое море и впадающая в него Кереть –река - центральные. Характеристика Поморья в рассказе
«Другая река» вписывается и в истрико-этнографические исследования , о чём свидетельствуют пространственно=временные координаты в рассказе ( Кола-река, Белое море, река Кереть, деревня Чупа, Крестовые озёра, Село Кереть). 14
Топос Поморье определяет две человеческие судьбы , разделённые веками , что даёт возможность писателю провести такие соположения, которые свидетельствуют не только о связи времён. Глубинное знание о прошлом в рассказе становится нравственным ориентиром , прозрением и предупреждением человеку XXI столетия.
Основные доминанты новиковского соположения текстов таковы: топография пути , связанного с жизнью героев; отношение к природе и её красоте ; отношение к женщине ; мотив греха( случившееся убийство и убийство, которое могло случиться); мотив искупления греха и приближение к искуплению греха, мотив жизни-смерти.
Главная тема рассказа заявлена с первых строк устами Варлаама , выстрадавшего своё убеждение . Писатель предоставляет слово герою далёкого прошлого, используя сказовую форму: человек, «только пройдя испытания многие , понимать начинает, что верой спасаться должен, а остальное отринуть , ибо слишком жесток мир, слишком мало в нём любви, и справедлив Бог в человецех –смири гордыню свою». (С.5).
Второй сюжетный план рассказа «Другая река», как мы уже отметили, – исповедь о поступках и душевных переживаниях современного молодого человека. Обратим внимание, что этот герой, не имеет даже имени в отличие от своего друга Юры, прозванного им Юра , из «Кереть –тур» ( по названию основанной им фирмы) за его превосходное знание Русского Севера, прежде всего песенно-сказочного Поморья и стремление подарить его красоту другим людям . Отсутствие имени у героя не случайно , писатель, на наш взгляд, стремится воплотить в его духовном облике черты поколения, прежде всего молодых людей, чьё взросление, становление совпало с переломными 1990-ми годами, временем « нестроения» в России. Перед нами - герой с «нестроением души», не имеющий твердой нравственной опоры, отсюда - метания и сомнения молодого человека, душа которого кровоточит ещё и любовной изменой.
Повествование от первого лица, где «я» - и участник событий ,и рассказчик, способствует психологической глубине текста , требует от писателя не только разнообразия в стилистике , но помогает выявить авторскую позицию.
По сути , перед нами диалог, который автор ведёт с самим собой и читателем, чтобы ответить на главные вопросы бытия : что же прежде всего необходимо современному человеку?
Писатель максимально сближает две человеческие исповеди , в том числе и структурно: события, произошедшие с героями ,- , уже в прошлом, то, о чём они поведали, – это извлечение из памяти. Этот жизненный опыт имеет особое значение, ибо он прошёл проверку временем. Вместе с тем благодаря авторской пластичности образов, лексической точности ( в стилистике рассказа органично слиты диалектное слово и церковнославянизмы, авторские «неологизмы» и «чужое слово») , исповеди героев , повествующие о прошлом, воспринимаются читателем как достоверные и происходящее в настоящем.
Герои и случившиеся с ними события, разделены временем, но их судьбы в тексте постоянно перекликаются . Отвечая на вопрос друга о новом срубе, который поднимается над Чупской губой , Юра замечает : « А, часовню строят новую. Варлааму Керетскому. Не слышал? Святой здесь был веке в семнадцатом. История-то жуть» (с.9-10).
Упоминание о срубе будущей часовни, ( в восприятии героя он такой « ладный весь и свежий, словно хлеб утренний» - с.9), тоже не случайно . С одной стороны, эта деталь - свидетельство « благодатных» примет времени, перемен в России рубежа XX-XXI веков 15 . Но ясно и другое: эта деталь выполняет нравственно-психологическую роль - ведь об этом святом до приезда в Поморье молодой человек никогда не слышал, как и вообще мало задумывался о главных вопросах бытия.
Разделённые временем герои объединены, как мы подчеркнули, пространством. Тонкость индивидуального стиля Д.Новикова заключается в особой деликатности работы с житийным материалом. Так, в слове Варлаама обозначены устойчивые географические названия : и Кола, и Кереть река, и Белое море, но остаётся безымянным посёлок, в который его жена Варвара ушла за солью и где случилась ужасная трагедия (с..10). Названное им Место его служения - Кола, - в рассказе слово Кольского священник перерастает в поэтическую картину, где есть Кола – река, которая «сильно кружит, колесом юлит» (с.6), и Белое море, куда он после убийства жены « стал к северу лодью править» (с.14) , и потом «донесло его « до горла Белого моря» (с. 14). Так после многолетних испытаний он оказался в устье реки Кереть16 .
Писатель не идеализирует своих героев, путь ими пройденный, действительно, крестовый; через образы « взыскующих истину» Дмитрий Новиков выразил своё художественное видение мира.
В житии говорится, что Варлаам совершил тяжкое преступление - убил свою жену. Дмитрий Новиков повторяет ситуацию : грех совершил человек глубоко верующий - и таким образом показывает, как непрост путь человека в миру, даже облечённого саном.
Кольский священник - человек целомудренный , в его сознании любовь и верность в браке - естественное состояние людей , давших обет верности в супружестве Богу, в традиционном христианском понимании блуд-это тяжёлый грех. В самом начале его пасторской деятельности каждый день его наполнен жизнью и радостью. На наш взгляд, в слове – признании священника Варлаама , своеобразно растворено важнейшее триединство русского православия :вера, надежда, любовь. Благодарен он Господу: «Всё Бог мне дал – веру дал, надеждой не обделил, крепостью тела своего вдохновлён я был. А пуще всего благодарил Отца нашего за свою Варвару». В его сознании она не только – «чудо» , «красота» , потому что «не только красотой телесной блажила меня, но всей душою своей , казалось, ко мне стремилась» ( с. 5-6).
Современный автор уже в экспозиции усиливает психологическую канву повествования , трагическая нота звучит в словах героя: « Ох, и смешно мне, братия, теперь, и прошло времени совсем мало. Смеюсь я слезами, и ветер острый срывает их у меня со щёк и бросает в море…» ( С.5).
Найденная Новиковым словесная формула - «смеюсь слезами» - конечно, не гоголевский смех сквозь слёзы; это тот смех , амбивалентный характер которого имеет « разрушительное и созидательное начала одновременно». 17
Это смех над соблазном гордыни, обернувшейся трагедией : грехом убийства человека. Удвоение этой словесной формулы в тексте усиливает страшное признание Варлаама, : «Ох, и смешно же мне , братие, было. Смеялся я слезами , и ветер острый срывал их у меня со щёк и с бросал в море…» ( с.13).
Только после искупления , когда « унёс ветер прах истлевший, и любовь мою с ним», Варлаам понял, что «не в смерти , а в жизни спасение искать, и трудиться вечно, неустанно, помня всё, других устерегая. И воздал в слезах славу Господню». ( с.15).
В рассказе Дмитрия Новикова резкий контраст двух жизненных ситуаций : (радостное семейное бытие и неожиданная перемена в поведении жены ) усилен мотивом искушения женщины бесом, характерным не только для жития и «Старины о Варлааме Керетском « Бориса Шергина. Дмитрий Новиков выстраивает эпизод убийства неверной жены на основе которого повторяющегося мотива : «Видев убо его диавол всячески добродетелми украшена <….> простре сеть во уловление праведнаго , <…>, вложив бо его во убийство супружницы его»18 .
В устных преданиях тяжкий грех Варлаама находит жизненно убедительное объяснение:Варлаам убил жену из-за ревности. Доминирует этот мотив и в «Старине…» Б.Шергина, который удостоверяет, что устные предания и балладу он слышал «в дни юности от своих семейных в г. Архангельске 19.
И в житии , и в рассказе Новикова не обозначена причина резкой перемены в отношении Варвары к мужу, писатель также избегает соблазна и не опускается до пошлой житейской истории о старом ревнивом муже и беспутной молодой жене, на которой строится «Старина…» Бориса Шергина. В традиционном христианском понимании блуд – это тяжёлый грех. При всей реалистичности картины прелюбодейства жены в рассказе «Другая река» её неверность и её облик обретают черты демонические. В этом эпизоде реализуется древний мотив любовного сожительства женщины и беса 20 . «Ведьмой» видит её Варлаам на «корабле норвегов»: « Волосы распущены , глаза бесовским огнём горят , щёки румяные, да не от стыда, а от веселья низкого. И хватают её пришлые люди , и таскают , а её всё в радость , то с одним кружит, то к другому прильнёт, как к другу любезному<…> …хохочет , как ведьма, в руки не даётся , волчком кружится» (с.10).
Герой житийной литературы отличается кротостью, однако принципиальная разница указанного мотива в северном житии и в рассказе заключается в том,
что вместо исцеления женщины святостью священник Варлаам совершает убийство. Устойчивый мотив жития, устных рассказов и «Старины...» Б.Шергина о дьявольском искушении реализован писателем в жуткую картину убийства.
Выразительно выписан Новиковым герой, схвативший «анкерок малый двухпудовый», потом «якорек небольшой» и - пошёл крушить, жену первую убил ( с.11). Потрясённый Варлаам действует так, потому что «забыл Бога в этот миг» (с.11) . С точки зрения реалистического повествования художник воспроизводит психологическое состояние человека, которое Лев Толстой назвал «временным отсутствием мысли , то есть такой момент , когда человек не властен в своих поступках . ( Достаточно вспомнить главу «Затмение» в толстовском «Отрочестве» 21 , романы Достоевского с их глубинным проникновением в подсознание героя ).
Если Варлаам совершил преступление , то молодой герой готов и одновременно боится его совершить. Композиционный принцип параллелизма позволяет писателю не только сопоставить мотив греха – злоба и ревность, которые поднимаются с тёмной глубины человеческой души, но и усилить мотив предзнаменования: он выполняет функции. своеобразного предупреждения герою-современнику, которой приблизился к опасной черте. Его чувство сродни пережитому священником Колы Варлаамом, убедившемся в неверности горячо любимой жены: «мозг тут же рисовал кровавые картинки, и, отмщённый, я ликовал, пока не вспоминалось, что всё ещё впереди» (с. 17).
Вот почему герой новиковского рассказа стремится уйти в глухие места ,движет им первоначально только по чувству боли и злобы:« Мне нужно было каждый день изнурять себя до смерти, чтобы можно было ночью заснуть, чтобы хоть на время улеглась в душе обида, чтобы перестало дрожать нутро от животного желания рвать зубами, когтями драть, мстить» (с. 17 ).
Крестный, искупительный путь житийного героя зеркально отражается в судьбе нашего современника; и не случайно обозначение места, куда он устремляется, - это «Крестовые озёра», помеченные на карте тремя крестиками. Здесь всё значимо и название озёр, и цифра три, в какой-то степени имеющие ассоциативный характер с искупительным подвигом Иисуса Христа.
В прозе Д.Новикова обыденность трансформируется в мощный поток бытия, благодаря пересозданию жития Варлаама Керетском , актуализации мотива спасения как итогового развития идей , обобщённых в лейтмотивах: грех (вина)- раскаяние ( покаяние), - искупление ( воскресение) – преображение . В житии Варлаам « по сотворении греха <…> недостойна себе судив еже священная действовати, но паче изволил страдати за грех, - еже с мёртвым телом по морской пучине с места на место плавати, дондеже оно мёртвое тело тлению предастся»; « И во дни убо труждаяся по морю , в ноши же без сна пребываше , моля Бога со слезами о отпущении греха»22 . В рассказе Варлаам также плывёт с телом жены « от Колы до Святого Носа до Керети». Он познал и невыносимую физическую и нравственную муку раздвоения : не только совершил тяжкий грех , но во время своего крестного пути, «ничтожный» , не просил смерти у Бога , но даже богохульствовал , кляня жестокого» ( с.14) .Испытания героя становятся подвижничеством на пути искупления греха и обретения Бога в душе.
Житийный герой Дмитрия Новикова переживает прозрение, когда после долго плавания он не увидел на носу лодьи «укрутка страшного »;унёс ветер прах истлевший, и понял Варлаам, что Господь не хотел быстрой смерти моей», « другой мой путь, - не в смерти , а в жизни спасение искать, и трудиться вечно, неустанно , помня всё, здравствуя, других устерегая» (с. 14,15). Исповедь Варлаама писатель связывает с сакральным, церковно-религиозным дискурсом: после пережитого, живя с памятью о страшном , с болью в душе и с надеждой ласковой» (с.16), молится ежечасно Варлаам: « Господи , прими слово моё за детей и животных»( с.17).
Путь современного героя в рассказе «Другая река» вписывается в устойчивые понятия русской культуры - «дорога» и «дом», об идейно-композиционных функциях которых в создании типа героя– странника( он «бежит от социума» , одинок в « дороге» и приходит к воссозданию «дома» в собственной душе) писала Т.Б.Щепанская23.
Д.Новикова отличает глубокий подход в житийному тексту и тонкая его интерпретации , поэтому мотив жития – явление святого Варлаама и помощь мореходам трансформируются , на первый взгляд, во вполне реалистичную картину. Когда в финале молодой герой оказывается фактически на краю гибели ( распластанный лежит он на льду озера , опустив руку в ледяную лунку , в неё и вонзился крючок вместе с гигантской рыбой, голова которой не пролезает в ледяное отверстие), он не только сам захочет жить, но страстно желает, чтобы
жили и все другие : «Я больше не хотел убивать. < … > « Вот тогда - « губы скорёжило в нелепую усмешку. Я с трудом разжал их и просипел: «Помоги!». Потом закрыл глаза и отчаялся (с.19).
Путь преподобного в тексте жития и в рассказе связан со стихией воды, моря, образ которого имеет под пером Новикова инее только выразительное реальное наполнение : «Шторма страшные видел я, братие, где требуха воды взрывалась , вздымаясь бешено и небесами грозя» ( с. 14), но и символическое звучание , связанное с «морем житейским», в котором человеком овладевает гордыня, сомнение : «… занесёт тебя в лихие места, и смутит нечистый душу. И усомнишься». В рассказе Новикова комплекс мотивов преступления священника - это не только обида на жену и чувство ревности, заглушившие рассудок, но и житийный мотив торжества дьявола над человеческим сердцем и разумом. Варлаам впоследствии осознает, что при виде беснующейся жены «забыл я Бога в тот миг, забыл веру свою и упование», « только гнев чёрный внутри остался и поднялся наливной волной»(с.11).
Путь нашего современника, мотив покаяния тоже связан со стихией воды , которая в начале его пути на Крестовые озёра под колёсами снегохода , «на десятки километров по морю или по снежным волнам <…> 9с.8) и в финале рассказа темнотой таинственной покоится под толщей озёрного льда, когда герой , распластанный , замерзает на нём (с. 8) .
Образ «моря житейского», усилен мотивом ухода в своеобразную «пустыню»- (« еле выживешь первый день на Севере») обыкновенного человека, грех которого проявляется в сфере отношений мужчины и женщины. Амбивалентный характер имеют мифологемы воды, ветра , дерева, тумана , обозначенные ракурсы создают проекцию частного, бытового на вселенский космический порядок. Это позволяет характеризовать метод современному исследователю характеризовать метод Д.Новикова как «символический реализм» (определение А. Житинского), где человек родственен со всем жившим и живущим.
Покаяние молодого героя начинается не с церковного таинства, ибо современный герой Новикова с церковью никак не связан. Начало его душевного строения – обращение к святому заступнику, хотя он и не называет его имя. Но читатель помнит наказ Юры: «Если что Варлаама проси…» (с.18). Почти в предсмертный час он и вспоминает главное.
Отметим, что Дмитрий Новиуов из четырёх чудес жития выбирает только одно - многолетнее плавание Варлаама с телом мёртвой жены на носу лодьи и избавление Белого моря от морских червей-древоточцев. Писатель исключает несколько чудес, описанных «автором жития с чудесами» , но сохраняет знаменитое чудо - так, в рассказе «Другая река» в знак прощения грешника и по его молитве Бог избавляет берега вокруг Святого Носа от « множества червей морских, «иже творяху многие пакости над лодьями морехлдцем»24 . Именно этот устойчивый мотив воссоздаёт писатель в финале Варламовой исповеди.
Как и в житии , в рассказе лодью Варлаама после многолетних скитаний тоже донесло до « горла Белого моря» , он тоже знает по рассказам о червях морских. Но когда герой « в гордыне своей ослеплен был» и стал радоваться, «вот куда ты привёл меня Господи, вот какой смерти уготовил» ( с.14), тут-то и случается чудо : он видит, что лодка целёхонька. Вслед за этим происходит и другое чудо: ветер срывает холст с «укрутка страшного» , с которым Варлаам плавал не один год ( после убийства жены он завернул её тело в парус и отнес на нос лодьи) , но «унёс ветер прах истлевший» (с.15). М.И Белов, рассматривая севернорусские жития святых как источник по истории поморского мореплавания, объясняет с научной точки зрения сообщение Варлаама о множестве древоточцев именно у Святого Носа, об их исчезновении : вероятно, « благоприятные условия для их существования создавало тёплое течение Гольфстрим»25.
Проблема взаимоотношений человека и природы, объединяющая две фабулы , в рассказе выявляется как проблема взаимоотношения двух миров - небесного и земного как творения Божьего. Одним из основных способов общения становится созерцание, поэтому особое место в его произведении принадлежит пейзажу, выразительные зарисовки которого свидетельствуют и об открытости авторского сознания природному миру.
Обратим внимание, что священник Варлаам в начале своего жизненного пути видит в природном мире прежде всего земные реалии : здесь и Кола – река, которая «пищу давала», «сёмужкой баловала» и «мелколес кругом», мхи», «чапыжник» , «гнус», «лихие места» (с. 6-7). Совсем иная картина природы возникает , когда после трёхлетнего плавания с трупом убитой жены он понял что « унёс ветер прах истлевший, и любовь мою с ним , что другой у него путь -« не в смерти, а в жизни спасение» ( с.15). Именно тогда открылась «посреди скал и лесов бдагодатных живая светлая река в море падающая.», пейзажная зарисовка проникнута светом. (с.15) . Мотив света возникает здесь не случайно : свет в христианском понимании есть абсолютная метафора Бога - Бог есть свет ( 1 Ин. 1:5).
Современному герою важны лишь внешние, эстетические красоты природного мира : он даёт зарок долго не ездить на Север , так как «на пути этом подстерегают реки» - «первой прожурчит по камням Елгамка, «спокойно пронесёт спокойные воды Идель», « мрачной красотой глянет сквозь ели широкая Тунгуда» (с.7). По дороге на Север, забираясь в глушь, куда он едет «лечить» душу от обиды, злобы и беды, видит он картины, проникнутые трогательным лиризмом: «солнцем облитых птах» - красивых, доверчивых, невинных косачей; Кереть мнится ему не спящей красавицей, а «проказливой девчонкой»; лед в устье Керети , «бел», «сверкающе ярок», но синеет тёмно и опасно ; тишину нарушает «шерстяное шептание ветра» (с. 7, 13,16). Красоту мира как творения Божия ему ещё предстоит открыть, как и познать чувство красоты Божьего мира , но на этом пути его ждут тяжкие испытания. Только ощутив грань, разделяющую жизнь и смерть , молодой человек осознает иную меру ценностей в жизни и понимает, что напрасно искал он красоту в чужих краях, она оказалась совсем рядом: «Подъедешь на машине прямо к берегу морскому , остановишься , и в глаза сразу дорожка солнечная , ночная по ласковой глади воды , в ноздри – воздух свежий , пряный и густой , в душу восторг тихий, незапятнанный. Называется всё это Белым морем и грош бездушному цена» (с.7).Финал двуфабульного рассказа «Другая река» открытый : «Очнулся я от сильного удара – рядом с моей головой глубоко в лёд вонзился багор» (с.19) (читатель легко догадается, что это пришёл на помощь Юра ) – его можно трактовать, как выражение авторской позиции писателя, герой которого от движения вообще может найти путь к Богу.
В финале рассказа писатель оставляет надежду, что трагическая ситуация, в которой оказался молодой герой, завершится победой жизни, что полученный героем «урок» поможет ему сделать верный выбор , обрести силу веры
Дмитрий Новикова возвращает человека наших дней к понимаю простых, но вечных истин, которые в суете современной жизни человек перестаёт замечать и осознавать . По сути, речь идёт об обретении души, способности радоваться красоте мира Божьего. Вот почему в земном жизненном пути Дмитрию Новикову дороги люди, внешне малозначительные, но способные при всей своей слабости оказывать спасительную помощь и , по словам Н.С.Лескова, «увеличивать сумму добра в общем обороте человеческих отношений».26 - таким в рассказе является Юра-Кереть-тур по прозвищу Несун( из-за его колченого пальца : на место отрезанных пилорамой пальцев руки пришили палец с ноги ).
Исследование духовного мира героев рассказа поможет нам не только проникнуть в глубину постигаемых им проблем, религиозно-философского , нравственно-этического характера, но и обнаружить связь эпох XVII и XXI
столетий. В чём феномен такого народного почитания Варлаама Керетского? В убеждении, что всякий человек не без греха? В отношении народа к преступнику как человеку « несчастному «? В святой вере в Варлаамово заступничество?
Сила повествования Новикова - в умении взволновать читателя, исподволь включить в поиск ответов и на житейские вопросы, и на главные вопросы бытия.
Комментирующий и символический характер заглавия рассказа «Другая река» заключается в том, что это действительно «другая» ( как говорят на Севере, с ударением на первом слоге ), то есть иная река, над водами которой пролетели столетия. Временные координаты одной и той же реки, не только разъединяют героев, но соединяют их в поисках внутренней гармонии во внешнем хаосе, на пути обретения истины. Метафорический смысл заглавия глубже. Автор имеет в виду, что только связь частей трансформируется в сущее, только таким путём можно избежать распада , только обретение веры способствует осознанию связи времён, связи частей в сущее.
Отношение к агиографическому источнику и характер работы над ним убеждают, что писатель усвоил народные представления о православии. Эти представления лишены догматической точности, однако они зачастую глубоко отражают сущность православных воззрений на человеческую жизнь.

1
Панасик Л. Дмитрий Новиков 6 «Без литературы жить невозможно.» : [ интервью с писателем Д.Новиковым , вела Л. Панасюк ] // Курьер Карелии. 2004, 29 окт. С.!-2.

2
Новиков Д.Г. Вожделение. М., 2005. С.317. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте с обозначением только страницы.
3
Ключевский В.О Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1988. С. 341- 342.
4
Дмитриев Л.А Повесть о житии Варлаама Керетского // Памятники русской литературы X-XVII вв. / Ин-т ру.лит-ры. М.;Л., 1970. С 191-196. (Тр. Отд. Древнерус..лит. Т.25)..

5
Там же. С.178-196.

6
Шергин Б. Поморская баллада. Старина о Варлаамии Керетском // Шергин Б. Гандвик – студёное. Море. Архангельск, 1977. С.95-98.
7
Дмитриев Л.А. Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XIII-XVII вв. : Эволюция жанра легендарно- биографических сказаний. Л., 1973. С.234.
8
Бернаштам Т.А. Русская народная культура Поморья в XIX – XX в. : Этнограф. очерки. Л., 1983. С.197.
9
Дмитриев Л.А. Житийные повести Русского Севера. С. 242.

10
Кочетов Д.Б. Митрофан (Баданин) , иером. Варлаам Керетский, преподобный // Православная энциклопедия. М., 2003. Т.6. С. 623- 633.;Миторфан ( Баданин), игумен. Преподобный Варлаам Керетский: исторические материалы к написанию жития. СПб., Мурманск, 2007.( книга завершает серию книг под общим названием «Правосланые подвижники Кольского Севера», посвящённую трём северным святым : Митрофан (Баданин) , иером. Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей. Мурманск, 2002; Он. же. Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие : житие , предания, исторические документы: Опыт критического переосмысления. Мурманск, 2004).
11 См. об этом : Митрофан (Баданин) , игумен. Преподобный Варлаам Керетский. С.8.

12 Дмитриев Л.А. Житийные повести Русского Севера. С.249.
13
Там. же . С. 245.


14
Бернштам Т.А. Поморы: Формирование группы и система хозяйства. Л., 1978. С.9.

15
Сказание о преподобном Варлааме Керетском. Кемь, 2002. С 21-.23.

16
Кереть в 1959 году , как свидетельствуют Л.А.Дмитриев и А.И. Копанёв , - большой посёлок. Примерно в 70 дворов; см.: Дмитриев Л.А. , Копанёв А.И. Археографическая экспедиция в Беломорский, Кемский и Лоухский районы Карельской АССР летом 1959 г. // ТОДРЛ. М.; Л., 1961. С.532;В настоящее время Кереть – нежилое село. От церкви , сгоревшей в очередной раз в конце сороковых годов 20 столетия, остался лишь фундамент. На месте храма усилием протоирея Владимира Алёшина , бывшего настоятеля Кемского прихода, в 1990-х годах поставлен крест (см: Сказание о преподобном Варлааме Керетском. Кемь, 2003. С.22)..
17
Лихачёв Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984. С.3.


18
Дмитриев Л.А. Повесть о житии Варлаама Керетского. С. 192.

19
Шергин Б. Поморская баллада. Старина о Валаамии Керетском. С.96.

20
Пигин А.В. Из истории демонологии XVII века: Повесть о бесноватой жене Соломонии: Исследование и тексты. СПб., 1998.

21
Толстой Л.Н. Отрочество // Толстой Л.Н. Собр. соч.: в 22 т. М., 1978. Т.1. С.150.

22
Дмитриев Л.А.Повесть о житии Врлаама Керетского. С .192.В рассказе Варлаам также плывет с трупом жены «от Колы до Святого Носа даже до Керети».

23
Щепанская. Т.Б. Культура дороги на Русском Севере .Странник // Русский Север: Ареалы и культурные традиции. СПб., 1992. Вып. IV. С.102-127 .



24
Дмитриев Л.А. Повесть о житии Варлаама Керетского.С.192 .

25
Белов М.И. Севернорусские жития святых как источник по истории древнего поморского мореплавания // ТОДРЛ. М.;Л., 1958. Т.14. С. 239.
26 Лесков Н.С. Граф Л.Н.Толстой и Ф.М. Достоевский как ересиархи (Религия страха и религия любви) // Н.С.Лесков о литературе и искусстве. Л., 1984. С. 116.


Вернуться к началу
 Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Критика
СообщениеДобавлено: Пт ноя 30, 2012 10:34 
Не в сети
гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт янв 09, 2007 23:53
Сообщения: 4656
Откуда: Петрозаводск
Имя: Сергей
павич
Дочитал твою книгу. Я не критик, мало что смыслю в литературе, но мне понравилось, интересно :co_ol: . Пиши ещё! :-)

_________________
Этта оззера рыппа нееет...


Вернуться к началу
 Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Критика
СообщениеДобавлено: Пт ноя 30, 2012 10:37 
Не в сети
гуру

Зарегистрирован: Вс апр 19, 2009 10:37
Сообщения: 3177
Откуда: Петрозаводск
чахлик писал(а):
павич
Дочитал твою книгу. Я не критик, мало что смыслю в литературе, но мне понравилось, интересно :co_ol: . Пиши ещё! :-)

Нет, ты тоже критик :-) Я тебе - книжку. Ты мне - оружейный сейф хороший. Всё честно :-)


Вернуться к началу
 Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Критика
СообщениеДобавлено: Пт ноя 30, 2012 10:55 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн мар 27, 2006 9:31
Сообщения: 7230
Откуда: Петрозаводск
Имя: Сергей
павич писал(а):
А говорят, что Новиков теперь про рыбалку пишет…

Это ключевая фраза во всём опусе Яны.
Ну, что, просил критиковать, будут критиковать. :-)
Практически прочёл книгу, пару рассказов в середине пропустил пока.
Ну, что я могу сказать..., спортили рыбаки Новикова. Теперь он книги из своих рыбацких отчётов составляет. :-)
Очень нравится мне его витееватый переплетающийся-закручивающийся слог. Вкусно, короче пишет. Но, вот как начинаю читать рыбацкий отчет, простите рассказ :-) , куда то эта витиеватость как уходит. Хотя есть у меня подозрение, что это моё субъективное мнение, что узнал я павича за это время гораздо больше, чем когда читал его первую книгу. Читаю его посты на форуме, видел эти самые отчеты с рыбалки и со стройки дома. И когда читаю книгу, вот и кажется, дак этож каждый может собрать свои отчёты за последний год и готово... :-) :-) У стороннего читателя, думаю таких ассоциаций, конечно не возникает.
Не стоит, конечно думать, что вся книга состоит из одних рыбацких отчётов, просто именно они запомнились больше всего и читались легче прочих рассказов.
И всё же очень хочется теперь после прочтения, обязательно прослушать аудиокнигу, думаю впечатления будут совсем другие. Какие, не знаю, но знаю, что другие. :-):

P.S. Да, ещё появилось большое желание свозить Диму летом в Заонежье, показать укромные уголки, пущай что нибудь и о моём крае напишет. :-)

_________________
Плохой день на рыбалке лучше, чем хороший день на работе.
Правила форума


Вернуться к началу
 Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Критика
СообщениеДобавлено: Пт ноя 30, 2012 11:59 
Не в сети
гуру

Зарегистрирован: Вс апр 19, 2009 10:37
Сообщения: 3177
Откуда: Петрозаводск
Серега, спасибо, важную тему затронул. Приеду из деревни - пообсуждаем.
Приходи 6-го в Виноград, посмотрим, как актеры будут рыбацкие истории разыгрывать :-)
CEP}|{ писал(а):
появилось большое желание свозить Диму летом в Заонежье, показать укромные уголки,

:-) "Пить будешь? За твой счёт хоть керосин". :-) :-) :-) (Нодар Думбадзе "Я, бабушка, Илико и Илларион")


Вернуться к началу
 Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Критика
СообщениеДобавлено: Пт ноя 30, 2012 20:12 
Не в сети
гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср фев 10, 2010 15:30
Сообщения: 4155
Откуда: СПб
Имя: Олег
павич
Писатель а реально - когда аудиокнигу выпустишь?
А то буковки перебирать некогда, а в машине привык приобщаться к "прекрасному"! :-)
Стока в ней времени убиваю по работе - жуть просто. А когда слушаешь что-то хорошее и доброе - так и жить не так противно! :a_g_a:

_________________
В следующей жизни хочу стать мрамором, лежишь такой красивый, гордый, холодный и на работу не надо


Вернуться к началу
 Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Критика
СообщениеДобавлено: Пт ноя 30, 2012 20:55 
Не в сети
Летописец
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб апр 05, 2008 12:53
Сообщения: 5826
Откуда: Петрозаводск
Есть радио "Звезда", передача "Ночная радиокнига". Они сами озвучивают силами хороших актеров. Правда, там в основном классика.
Может, есть еще похожие проекты "дневного вещания"? :-):

_________________
Брошу всё на фиг и уеду на рыбалку... - подумал Атлант


Вернуться к началу
 Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Критика
СообщениеДобавлено: Сб дек 01, 2012 0:48 
Не в сети
гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт янв 09, 2007 23:53
Сообщения: 4656
Откуда: Петрозаводск
Имя: Сергей
КрюГер писал(а):
Писатель а реально - когда аудиокнигу выпустишь?

Так у Димы книга на дисках есть :a_g_a: .

_________________
Этта оззера рыппа нееет...


Вернуться к началу
 Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Критика
СообщениеДобавлено: Вс дек 02, 2012 22:21 
Не в сети
гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн апр 20, 2009 20:27
Сообщения: 5303
Откуда: Петрозаводск
Имя: Лариса
чахлик писал(а):
Так у Димы книга на дисках есть

Слушаю аудиокнигу в машине, пока куда-то еду... :a_g_a: . Здорово :co_ol: , мне нравится :a_g_a: :a_g_a: . Вот дослушаю до последней строки - и тож покритикую :-) . Пока не за-что :a_g_a: .

_________________
Отдаленные объекты - ближе чем кажутся .


Вернуться к началу
 Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Критика
СообщениеДобавлено: Пн дек 03, 2012 11:11 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс май 21, 2006 19:12
Сообщения: 13459
Откуда: Петрозаводск
Имя: Андрей
КрюГер
Аудиокнига есть, я даже стал счастливым ее обладателем из рук автора.

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Критика
СообщениеДобавлено: Пн дек 03, 2012 11:21 
Не в сети
специалист
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт янв 11, 2011 9:37
Сообщения: 646
Откуда: север южной карелии
Имя: Владимир
павич писал(а):
Юрий Казаков - один из лучших писателей, писавших о Севере. Книга "Осень в дубовых лесах"


Спасибо за подсказку. :thanks: Попробую найти и почитать.

_________________
Подобен ситре нефритовый стержень в руках самурая.

Смерть "козявочникам" !


Вернуться к началу
 Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Критика
СообщениеДобавлено: Пн дек 03, 2012 12:05 
Не в сети
гуру

Зарегистрирован: Вс апр 19, 2009 10:37
Сообщения: 3177
Откуда: Петрозаводск
Красная Шапка писал(а):
чахлик писал(а):
Так у Димы книга на дисках есть

Слушаю аудиокнигу в машине, пока куда-то еду... :a_g_a: . Здорово :co_ol: , мне нравится :a_g_a: :a_g_a: . Вот дослушаю до последней строки - и тож покритикую :-) . Пока не за-что :a_g_a: .

Ларис, спасибо большое, для меня это будет очень важно. Первый опыт в создании аудиокниги, сам пока не понимаю - получилось или нет.


Вернуться к началу
 Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Критика
СообщениеДобавлено: Пн дек 03, 2012 22:46 
Не в сети
Тролль форума

Зарегистрирован: Чт июн 17, 2010 18:21
Сообщения: 2075
Откуда: МО г. Долгопрудный
Имя: Сергей
павич писал(а):
сам пока не понимаю - получилось или нет.

Ссылка на размещённые где-то материалы, могла-бы помочь разобраться, с помощью читателей(слушателей)

_________________
"Возможность того, что мы можем потерпеть поражение в бою, не должна мешать нам сражаться за дело, которое мы считаем справедливым"


Вернуться к началу
 Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Критика
СообщениеДобавлено: Пн дек 03, 2012 23:47 
Не в сети
гуру

Зарегистрирован: Вс апр 19, 2009 10:37
Сообщения: 3177
Откуда: Петрозаводск
Цепятыч писал(а):
павич писал(а):
сам пока не понимаю - получилось или нет.

Ссылка на размещённые где-то материалы, могла-бы помочь разобраться, с помощью читателей(слушателей)

Работаем над этим :a_g_a:


Вернуться к началу
 Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Критика
СообщениеДобавлено: Вт дек 04, 2012 11:31 
Не в сети
матёрый рыбак

Зарегистрирован: Чт авг 20, 2009 20:32
Сообщения: 2487
Цепятыч писал(а):
ikonnikoff1 писал(а):
у каждого писателя свой читатель

Вчера встретил: Читающий книгу - ворует жизнь у себя

Полностью согласен с автором этих строк. Книга много полезного времени отобрала у людей. Если бы ни она мы бы сейчас жили в натуральном хозяйстве. Ловили бы рыбу , охотились. Не знали бы такой ерунды как интернет. Наслаждались бы запахом навоза.


Вернуться к началу
 Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Критика
СообщениеДобавлено: Вт дек 04, 2012 15:27 
Не в сети
гуру

Зарегистрирован: Вс апр 19, 2009 10:37
Сообщения: 3177
Откуда: Петрозаводск
Salmos писал(а):
Полностью согласен с автором этих строк. Книга много полезного времени отобрала у людей. Если бы ни она мы бы сейчас жили в натуральном хозяйстве. Ловили бы рыбу , охотились. Не знали бы такой ерунды как интернет. Наслаждались бы запахом навоза.

Юр, не волнуйся ты так :hi_hi_hi: Специально для тебя реформа образования уже идет :-)


Вернуться к началу
 Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Критика
СообщениеДобавлено: Вт дек 04, 2012 19:46 
Не в сети
Тролль форума

Зарегистрирован: Чт июн 17, 2010 18:21
Сообщения: 2075
Откуда: МО г. Долгопрудный
Имя: Сергей
Salmos писал(а):
Если бы ни она мы бы сейчас жили в натуральном хозяйстве

Ну да, ну да... Литераторы, они ведь слепы, как родители: не отличают своих выкидышей от удавшихся отпрысков. Так? Слова, если что, не мои

_________________
"Возможность того, что мы можем потерпеть поражение в бою, не должна мешать нам сражаться за дело, которое мы считаем справедливым"


Вернуться к началу
 Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Критика
СообщениеДобавлено: Пт дек 28, 2012 22:18 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс май 21, 2006 19:12
Сообщения: 13459
Откуда: Петрозаводск
Имя: Андрей
Давно хотел написать но все руки не доходили: обратил внимание что в книге в рассказе "Глаза леса" дед говорит что "не знаю как хохол, но карел точно вернется", а в аудиокниге "не знаю как хохол, но русак (вроде так, диск в машине, не проверить) точно вернется".
ответь - это специально так?
Ведь вроде как суть меняется?

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Критика
СообщениеДобавлено: Пт дек 28, 2012 22:41 
Не в сети
гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср фев 10, 2010 15:30
Сообщения: 4155
Откуда: СПб
Имя: Олег
Открыл тему вновь и наткнулся на то, что раньше не заметил. :-)
Цитата:
Т.В.Иванова
Россия
г.Петрозаводск
Поэтика пути житийного
и современного героев в рассказе
Дмитрия Новикова «Другая река».

Читал-читал, думал-думал, но так и не понял - чего девица сказать-то хотела? :du_ma_et: :-)
толи я так дремуч и непонятлив стал, толи девица так вперёд на метле ускакала - :nez-nayu: .
Но одно заметно - критиковать она и не собиралась. Толи диплом на теле Писателя защищала, толи деньги отрабатывал. :-)
Теперича вдвойне жалею что нет ни возможности, ни времени прочитать оригинал, а аудиокники пока не знаю где приобрести. :cry_ing:
А сейчас было б в самый раз. Буквально завтра стартую по "предкам", а это почти 2700км за рулём "узкоглазой" повозки. :-)
Ладно в новом годе обязательно найду и прочитаю(на крайняк прослушаю)! :-)

_________________
В следующей жизни хочу стать мрамором, лежишь такой красивый, гордый, холодный и на работу не надо


Вернуться к началу
 Профиль  
 

 Заголовок сообщения: Re: Критика
СообщениеДобавлено: Пн дек 31, 2012 20:34 
Не в сети
Летописец
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб апр 05, 2008 12:53
Сообщения: 5826
Откуда: Петрозаводск
КрюГер писал(а):
Читал-читал, думал-думал, но так и не понял - чего девица сказать-то хотела?

Олег, да ничего они не хотят. Точнее, не могут и мочь не хотят. Это называется "реферирование" по западному образцу, но... без мозгов, личного опыта и какой-либо значимости. Ни о чем. Глянь вот тут, в целом верная подача (отдельные спорные моменты можно не считать):
http://nikolaykofyrin.blog.ru/103695971.html

_________________
Брошу всё на фиг и уеду на рыбалку... - подумал Атлант


Вернуться к началу
 Профиль  
 

Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 57 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB

MKPortal ©2003-2008 mkportal.it